Итоги пленарного заседания «Молодежное предпринимательство в развитии легкой промышленности на Дальнем Востоке: стратегия интенсивного роста»
Вопросы развития легкой промышленности обсудили эксперты на пленарном заседании «Молодежное предпринимательство в развитии легкой промышленности на Дальнем Востоке: стратегия интенсивного роста» в рамках Восточного экономического форума 8 сентября в городе Владивосток.
Легкая промышленность становится одним из важнейших секторов экономики. После ухода зарубежных производителей у отечественных компаний появилась уникальная возможность развивать собственное производство. И проблема сегодня уже не в импортозамещении, а в создании качественно нового уровня для российского сегмента текстильного, швейного, кожевенного, мехового и обувного производств. В России есть талантливые дизайнеры и модельеры, развиваются высокотехнологичные стартапы. Смогут ли молодые предприниматели внести свой вклад в развитие отрасли? Как будет решаться проблема собственной сырьевой базы? Где и как в будущем будут готовиться современные кадры? Смогут ли стать успешными региональные текстильные предприятия? И когда в России появятся действительно народные индустриальные бренды?
Модератор встречи, Заместитель генерального директора, Медиагруппа «Комсомольская правда», Анжелика Сулхаева.
Эксперты, спикеры: Дмитрий Захаров, Президент Клуба молодых предпринимателей Росмолодежь.Бизнес, Директор ООО «Рус-Форум»; Дарья Пашкова, Руководитель проекта «Промышленность. Дизайн. Инновации» / INDUSTRY. DESIGN. INNOVATION 2.0, IDI FASHION; Олег Иванов, Директор, Центр исследований культурной среды философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; руководитель исследований факультета креативных индустрий, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Александра Закирова, Член Правительственной комиссии по вопросам развития МСП. Президент Ассоциации самозанятых МО. Член комиссии по предпринимательству МП при ГосДуме. Лицензированный эксперт Министерства экономического развития РФ, владелец бренда Azetta; Ирина Кузоваткина, Директор, АНО ДО «Ресурсный центр поддержки самозанятых, ремесленников и предпринимателей»; Луиза Гагарина, Президент, Фонд помощи «Соратники»; Татьяна Каледина, Генеральный директор, ГАУ КО «Агентство по развитию туризма Калужской области»; Виктория Бирюлина, Руководитель бренда Milsson.
Руководитель Проекта IDI FASHION «Промышленность. Дизайн. Инновации» / INDUSTRY. DESIGN. INNOVATION 2.0, Дарья Пашкова, задала тон дискуссии, рассказав о работе проекта в 2022 году.
"Миссия проекта IDI Fashion - создать условия для реализации потенциала творческой молодежи из всех регионов России. Мы проводим Всероссийский Конкурс IDI FASHION по 29 направлениям (для всех лидеров индустрии моды - от конструкторов, технологов и дизайнеров различных направлений до фотографов и театров) и Международную научно-практическую Конференцию "Инновации и дизайн", популяризирующую научную деятельность. Уже осенью мы продемонстрируем лучшие работы участников и опубликуем сборник работ. Видя запрос нашей целевой аудитории, мы приняли решение организовать спец.проект с направлением Росмолодежь.Бизнес Федерального агентства по делам молодёжи Росмолодежь. Наши участники хотят масштабировать и развивать свой бизнес. Мы постепенно переходим в формат круглогодичной работы и будем позиционировать себя, как продюсерский центр, продвигая участников, создавая сильное комьюнити и объединение."
Дмитрий Захаров, директор ООО «Рус-Форум», президент клуба предпринимателей Росмолодежь.Бизнес, рассуждал на тему развития и масштабирования работы коопераций и групп компаний, а также рассказал про успешные кейсы клуба Росмолодёжь.Бизнес за 2022 год.
"Главная проблема наших дизайнеров: креатива много, а финансов мало. Многие проходят путь: сначала дизайнер отшивает все своими силами, затем регистрируется как самозанятый и получает больше возможностей для продвижения, затем уже набирает команду, открывает производство и начинает бизнес. Пройти все точки роста бизнеса вместе с такими начинающими специалистами гораздо проще. В команде многое становится проще: мастермайнды, совместные закупки, выходы на крупные ритейлы и др. Преимущество Росмолодежь.Бизнес как объединения в том, что у нас есть кейсы по поддержке молодых предпринимателей, эксперты, которые готовы делиться опытом, и главное - всё на бесплатной основе."
Олег Иванов, Руководитель исследований факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, рассказал о важности увеличения экспорта и создания собственных брендов. В своем выступление эксперт затронул тему образования и необходимости её полного перезапуска. По мнению спикера, в рамках существующих производств невозможен полноценный рост индустрии, нужно создавать новую культуру для интенсивного роста.
"Хорошо известно, что большинство материалов и оборудования для фабрик легкой промышленности у нас закупается за рубежом, а предложений со стороны российских производителей практически нет. Кроме того, существующие производства уже не могут выйти на интенсивный рост, нужно формировать иную культуру, осваивать новые технологические решения, создавать новые бизнес-модели. Нужна отдельная беговая дорожка. Часто слышим от производителей, что образование готовит для них не совсем компетентные кадры. С другой стороны, сами производители не совсем готовы к трансформации и работе с будущим. Нужно изменить процесс подготовки молодых кадров. Подобная программа сейчас складывается в создаваемом Университете креативных индустрий на Тавриде. И еще очень важно, кто будет заниматься изменениями. На мой взгляд, это должны быть продюсеры изменений, которые объединяют в себе как предпринимательские компетенции, так и творческие, и технологические. Надежды на прежние кадры и устаревшие подходы уже нет, это путь к стагнации."
Александра Закирова, член Правительственной комиссии по вопросам развития МСП под председательством М.В. Мишустина, ответила на вопрос "Почему лучшее время стать предпринимателем - сейчас?"
"Сейчас время изменений, время перемен. Выходят новые постановления и законодательные акты, которые касаются, в том числе, предпринимателей. Очень важно получать корректную информацию вовремя и из одного источника. У тех, кто сейчас начинает свой бизнес, зачастую не так много времени, чтобы пройти весь путь с множеством ошибок и в итоге стать предпринимателем. Направить в нужное русло талантливого специалиста с идеей, объяснить механизмы работы, избежать просчетов - в этом как раз может помочь Наставник.
В России существуют федеральные проекты и различные меры поддержки для развития региональных сообществ. Цель организаций по продвижению - общая, она состоит в том, чтобы помогать развиваться предпринимателям, поэтому было бы здорово, чтобы между площадками была не конкуренция, а тандем" - рассказала Александра Закирова.
Ирина Кузоваткина, генеральный директор АНО ДО "Ресурсного центра поддержки самозанятых, ремесленников и предпринимателей", в своём выступлении рассказала о том, где можно получить поддержку начинающим дизайнерам.
"Я хотела бы обратить внимание на маленькие шаги, которые каждый дизайнер может сделать уже сейчас. Мой Бизнес - проект, который может помочь развитию дизайнера в его регионе. Мы помогаем по разным направлениям: выход на маркетплейсы, фото- и видеоконтент, компенсации затрат на участие на выставках, компенсация на оборудование, на рекламу, обучение, гранты для молодых предпринимателей, участие в бизнес миссиях и многое другое. Информации для дизайнеров много, но нет пока единой системы, где можно было бы обо всем узнать, поэтому молодым специалистам необходимо делиться опытом друг с другом. Один в поле не воин - объединяйтесь в союзы!"
Луиза Гагарина, президент Фонда «Соратники», рассказала о конкурсах "Через веру к миру"и "Не та мода", которые нацелены на приобщение молодёжи к культурным традициям народов Российской Федерации.
"Необходимо объяснять молодежи, зачем им идти в легкую промышленность. В России есть духовные скрепы, тот самый культурный шифр, идентичность, которую нужно сохранить. Международные конкурсы показывают, что дизайнеры в нашей стране очень талантливы. В России проживает множество этносов, народов, и каждый приносит частицу своей культуры в общую культуры страны." Луиза Гагарина призывает молодых дизайнеров творить для души, сохраняя самобытность.
Татьяна Каледина, Генеральный директор ГАУ КО «Агентство по развитию туризма Калужской области», в своём выступлении осветила тему промышленного туризма в Калужской области. "Казалось бы, что объединяет туризм и легкую промышленность? Я отвечу: промышленный туризм. Для региона это важная составляющая имиджа. Это красивые экскурсии, которые проводятся не только для учащихся, но и для специалистов, коллег из других регионов и производств.
В ноябре 2020 года Агентство стратегических инициатив и Калужская область подписали соглашение о развитии промышленного туризма в этом регионе. Экскурсии проводятся в том числе на Мануфактурах Bosco, производстве одежды. Это благотворно сказывается на имидже и популярности профессий в легкой промышленности, привлекает новые кадры, позволяет делиться опытом с коллегами из других регионов."
Виктория Бирюлина, руководитель бренда Milsson, поделилась некоторыми проблемами, с которыми сейчас сталкиваются производители одежды России.
"С уходом иностранных брендов освободилось место на рынке, которое могут занять российские производители. Однако, нишевым брендам не всегда хватает на это финансов и мощности производства. Для интенсивного роста сейчас недостаточно квалифицированных кадров в легкой промышленности, логистических центров, а на покупку наружной рекламы малый и средний бизнес в России не всегда может выделить средства. Получив поддержку в решении этих задач, российские бренды могли бы скорее стать достойной заменой ушедшим маркам" - рассказала Виктория Бирюлина.
Пленарное заседание подготовили IDI FASHION совместно с Росмолодежь.Бизнес.
В рамках проекта INDUSTRY. DESIGN. INNOVATION 2.0 проводилась II Международная научно-практическая Конференция «Инновации и дизайн». Конференция проходила по предварительно поданным заявкам без организационных сборов в три этапа. Молодые ученые направляли результаты своих научных исследований по 6 направлениям. Образование & Креативные индустрии; Культурное наследие России; Инновации и индустрия моды; Экология и дизайн; Экология и индустрия моды; Инновации и дизайн. В результате проверки полученных материалов экспертной комиссией в сборник вошли работы представителей 10 стран. Ознакомиться с работами можно будет в сборнике трудов, публикация которого запланирована на октябрь 2022 года. Сборник индексируется в базе данных научного цитирования РИНЦ, каждой статье присваивается номер DOI.
Проект поддержали такие высшие учебные заведения, как МГОТУ, МГИК, РГУ им. А.Н. Косыгина, МГОТУ, СПбГУ, СПбГУПТД, СПбГХПА, СПбГТИ, СГАУ, БПОУ ОО «СПК», ИСОиП, ДГТУ, УдГУ, ИСК, КНИТУ, ОГАПОУ БМТК, БРГТУ, КазУТБ, ВГТУ, ВГУ, РАНХиГС, СамГУТ, ИВГПУ, ПВГУС, ВГУЭС и др.